26-07-2017 14:57
Планы украинских властей по локализации своего авиастроительного комплекса рассыпаются, словно карточный домик. Трамп не купил у Украины президентский борт, совместного с американцами производства не наладили, от экспорта запчастей в Россию отказались по политическим мотивам. Теперь проблемное предприятие решили вовсе ликвидировать.

Политика убила экономику

Документ о ликвидации авиастроительного концерна уже опубликован на сайте кабинета министров. Сама компания и все аффилированные с ней структуры будут расформированы. Срок ликвидации установлен — не более двух месяцев. А еще через месяц после ликвидации, глава, специально-созданной комиссии Юрий Бровченко должен будет представить правительству ликвидационный баланс концерна. Однако в самом концерне до сих пор надеются на лучшее:

«Государственное предприятие «Антонов» продолжает работать в штатном режиме. На рынке продукция предприятия, как и раньше, представлена под брендом «Антонов», — сообщили в пресс-службе.

Все новые разработки «Антонова» давно свернуты. За весь прошлый год концерн не построил ни одного самолета. Прошлой осенью замначальника отдела перспективных разработок предприятия Андрей Хаустов признал, что все проблемы связаны с разрывом отношений с Россией.

«Отсутствие кооперации с Россией по самолётам «Антонов» не облегчило жизнь предприятия», — отметил Хаустов.

Политический маразм дошел даже до того, что в цехах предприятия находится несколько недостроенных машин, в которых установлены российские комплектующие. Достраивать самолеты с российскими запчастями не позволяют власти, а заменить узлы аналогичной украинской продукцией невозможно — ничего подобного в «незалэжной» не делают. Западные комплектующие тоже, как правило не подходят для планеров украинского производства, причем, как по техническим характеристикам, так и по цене.

Однако один самолет с использованием западных комплектующих все же собрали. Правда пассажиров на нем возить пока боятся — используют как демонстрационную машину. Ан-132D был произведен совместно с компанией Taqnia Aeronautics из Саудовской Аравии. При его производстве, если верить пресс-службе украинского авиаконцерна, использовались американские, английские и канадские компоненты — пропеллеры, двигатели и авионика. Однако эксперты, видевшие машину своими глазами отмечают, что она, мало, чем отличается от Ан-32, который встал на крыло, еще 40 лет тому назад.

«Говорить о том, что самолёт Ан-132 — это большой рывок в отечественном авиастроении, не приходится. Подавляющее большинство технологий, которые есть в этом самолёте, унаследованы от семейства Ан-24 и Ан-32», — рассказал бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава.

an2.jpg

Под прикрытием ПиАра

После вступления в должность президента США Дональда Трампа украинцы решили вернуть былую известность в мире и предложили построить «Борт No1» для главы Соединенных Штатов. Соответствующее сообщение было размещено в одной из социальных сетей. Правда новоизбранный президент Америки не посчитал нужным отвечать на него.


Еще один пиар-ход украинские авиастроители сделали во время визита в Киев американских конгресменов. Заморским гостям предложили начать совместную работу над программой военно-транспортного самолета Ан-77. Однако менеджеры авиаотрасли «майданутой страны» не учли, что Ан-77 является прямым конкурентом машин, выпускаемых в США и поэтому очередное предложение также осталось безответным.

А вот китайцы с радостью согласились купить документацию самого большого в мире самолета Ан-225 «Мрия». Вот только в результате КНР тоже пополнил список стран, отказавшихся от сотрудничества с Украиной. Все дело в звездных замашках «майданных властей» - Украина настаивала на производстве самолетов на своих площадях, и китайскую сторону, учитывая политическую ситуацию в «евроинтегрированной державе» это не устроило.

Принудительный сервис

Два года тому назад на территории Украины «потерялись» пять индийских самолетов Ан-32. Эти машины были доставлены на завод-производитель для проведения планового ремонта и модернизации. Еще 64 самолета, которые должны были модернизировать украинские специалисты на территории Индии были «брошены» - поставки запчастей с Украины в одночасье прекратились, а специалисты завода, без предупреждения вернулись на Родину.

Этот невыполненный контракт обошелся индийскому бюджету в 400 миллионов долларов США. Украина отказалась возвращать деньги. Индусы до сих пор не решили, как поступить с с авиапарком, состоящем из ста с лишним самолетов АН-32 — обслуживать их просто некому. Ситуация на Украине индийским властям оптимизма не внушает.

Посмотрев на эту ситуацию, в России решили не рисковать и найти выход из сложившегося положения. Помогла программа импортозамещения — в короткие сроки удалось наладить производственные мощности для обслуживания самолетов «Антонов» и подготовить соответствующие кадры. Однако в украинском авиаконцерне все равно продолжают стоять на своем и намерены запретить эксплуатацию обслуживаемых российскими специалистами самолетов марки «Ан» за пределами страны приписки.

an3.jpg

Евгений Анисимов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ